понедельник, 4 октября 2010 г.

Система работы педагога по патриотическому воспитанию учащихся в начальном звене

Хусаинова Куралай Галиевна

Воспитание гражданина не только социальная проблема, но и важная задача педагогической науки и практики. Младший школьник еще многого не знает, не умеет, его социально-нравственный опыт недостаточен, но у него есть такие характеристики, которые убеждают, что можно и нужно заниматься гражданским воспитанием уже в этом возрастном периоде.
Детей отличает жажда узнавать окружающий мир, получать новые впечатления, отсюда возникновение интереса к общественной жизни, отношения к ней. У маленьких школьников определяющее место принадлежит эмоциям. По мнению психологов, эмоции, чувства способствуют переходу внешнего воздействия в личностный смысл. Именно эмоции позволяют детям испытывать восхищение природой, народными героями, ведь Россия богата ими. Во все века героизм, мужество воинов, героизм, мужество воинов, мощь и слава русского
оружия были неотъемлемой частью величия
Российского государства.
Именно в младшем школьном возрасте развиваются
важнейшие качества личности, в первую очередь
нравственные: честность, доброжелательность и
справедливость, усваиваются нормы поведения,
формируются мотивы поведения.
К сожалению, на психическое развитие определенной группы детей оказывают негативное влияние некоторые социальные факторы: отчуждение родителей от детей, конфликтные ситуации, неполная семья, алкоголизм родителей, которые ведут к отклонению в невротическом статусе и задержке в развитии детей. Отсюда неодинаковая «стартовая площадка» для воспитания.
В своем классе я провела исследовательскую «разведку». Мне было интересно узнать, насколько доступны, интересны, значимы для детей вопросы, связанные с гражданским воспитанием. Так, опираясь на эмоциональную отзывчивость, любовь к игре, склонность к фантазированию, предложила детям участвовать в воображаемой ситуации«Загадай желание».
- В народе есть поверье: если увидеть падающую звезду и успеть загадать желание, оно исполнится.
Давайте представим: над нами (за окном) ночное звездное небо, тишина, и вдруг падает звезда. Какие 2 желания вы загадаете?
Дети ответили следующим образом:
«Чтобы никто не болел», «Чтобы мама никогда не болела» - 4 человека.
«Отреставрировать школу, чтобы она была красивая и снаружи, и изнутри», «Чтобы штукатурка не сыпалась на парту Асхата» - 2 человека.
«Чтобы люди не врали и друг друга не обижали» - 1 человек.
«Учиться хорошо, чтобы все знать»- 5 человек.
«Чтобы я мог помогать инвалидам»- 1 человек.
«Большой дом для родителей и для себя» - 1 человек.
«Чтобы вели себя хорошо на уроке»- 3 человека.
«Чтобы маленькие войны все закончились, не было третьей мировой войны» - 1человек.
«Быть самым сильным человеком, чтобы защищать женщин и маленьких детей»- 1 человек.
Получается, что наши дети многое понимают, разбираются во многих сложных вопросах.
Воспитательный потенциал учебного процесса включает в себя следующие основные источники:
· Учебные предметы, каждый из которых вносит в процесс воспитания свой специфический вклад; так, например, уроки литературы главным образом способствуют нравственному просвещению, т. е. формируют сознание, чувства, тогда как уроки труда – умения, навыки, отношения;
· Традиционные и инновационные средства, методы, способствующие качественному наполнению учебного процесса;
· Учебные программы, учебные пособия, и в первую очередь «Литература», «Мир вокруг нас», «Введение в историю», содержащие богатейший материал по нравственному, гражданскому воспитанию. В них рассматриваются такие понятия, как Отечество, общество, гордость, терпимость, доблесть, подвиг, труд, добро, защитник, честь, составляющие основу гражданских знаний;
· Содержательный материал – разнообразный по жанру: легенды, сказки, пословицы, поговорки, художественные произведения отечественной классики.
На коррекционно-развивающем занятии мы делали визитки. Каждый ребенок под своей фотографией составлял словесный портрет: писал кратко, кто он, какая у него семья, что он любит, чем занимается, какие у него права и обязанности, какой характер. Затем эти визитки мы объединили в общую (на листе ватмана проект «Я -гражданин России»). Цель этой работы в том, чтобы каждый ученик осознал, что он является частью общества, что все дети - граждане России.
Вызвала интерес методика «Продолжи предложение», которую ребята выполняли индивидуально на листах:
Гражданин – это… Патриот – это…
Вот как было продолжено, например, первое предложение: Гражданин – это и взрослый, и ребенок. Он не мусорит на улицах, не врет и т. д. Второе предложение продолжалось так: Патриот- это человек, который любит свою страну, старается сделать для неё что-то хорошее.
На коррекционно-развивающем занятии мы делали визитки. Каждый ребенок под своей фотографией составлял словесный портрет: писал кратко, кто он, какая у него семья, что он любит, чем занимается, какие у него права и обязанности, какой характер. Затем эти визитки мы объединили в общую (на листе ватмана проект «Я -гражданин России»). Цель этой работы в том, чтобы каждый ученик осознал, что он является частью общества, что все дети - граждане России.
На уроках природоведения мы знакомимся с
природой России, изучаем страницы
отечественной истории и жизнь современной
России. Сейчас мы изучаем жизнь древних
славян. В 4 четверти получат представление о
времени правления Петра Первого, его реформах, о жизни в России во времена правления Екатерины Великой, будем говорить о патриотах России - Минине и Пожарском, Ломоносове, Ушакове, Суворове, Кутузове, о важнейших событиях в России в начале 20 века, о Великой войне и Великой Победе, о космосе, о Конституции. Будет продолжена работа по патриотическому воспитанию учащихся.
Задача школы, учителя заключается в обеспечении ученику успеха в его деятельности, направленной на воспитание себя как гражданина своей Родины. Психологическую сущность этого процесса составляет формирование положительной мотивации учащихся, при которой потребность быть полезным обществу, народу, Отечеству является нравственным стержнем личности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий