понедельник, 4 октября 2010 г.

Привитие любви к малой Родине на уроках географии

Животова Татьяна Васильевна
« География, по мнению специалистов ЮНЕСКО, в 21 веке по- прежнему остаётся в числе приоритетных образовательных областей, наряду с философией, историей и иностранными языками, что и положено в концепцию изучения географии в 12-летней школе:
- географии принадлежит ведущая роль в формировании у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и социально ответственного поведения в окружающем мире;
География - единственный, предмет, избравший для своего изучения столь разнородный по своим элементам, сложный по истории развития и внутренним связям системный объект реальной действительности. Одной из задач школьного курса географии является подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, умение адаптироваться в окружающей среде: природной, экономической, социальной, культурной. Тем более, что сама среда жизнеобитания быстро меняется и современный человек должен быть готов быстро ориентироваться в ней.
Краеведческий компонент в школьном курсе «География» (6кл.) выполняет двойную функцию: в процессе непосредственного восприятия географических объектов и явлений, при котором взаимодействуют интеллектуальное мышление и практическая деятельность, учащиеся приобретают знания о конкретном геокомплексе на локальном уровне (как составной части земных оболочек). Одновременно формируются основные предметные понятия (река, климат, равнина и т. п.), элементарные знания о причинно- следственных связях между компонентами природы, между природой и человеком. При непосредственном контакте с изучаемыми объектами и явлениями в процессе практических работ учащиеся приобретают теоретические знания, осваивают практические умения, у детей воспитываются нравственные и патриотические чувства. В основу содержания модуля положено изучение роли географической среды на территории Омской области для жизни и деятельности человека и общества. Это обусловлено тем, что изучение малой Родины, её географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием для изучения географии своей страны в целом.
В связи с этим планируется в 6 классе проведение всех практических работ на местном материале и природных комплексах. В 9-х классах изучение своего родного края проводится более подробно, с рассмотрением каждого географического понятия на конкретных местных примерах. Для этого используются и стихи, и экскурсии, и поездки, и слайды, и атласы, а также электронный материал, фотографии, буклеты и т.п. Образ родного поселка, края, страны, образ зоны, где проживает ребёнок, они описывают в стихах, рисунках, рассказах.
Например, образ Арктики выглядит так «Холодные,
заснеженные, загадочные земли высоких широт,
увенчанные шапками ледников. Суша с первозданным
обликом ледяного щита со времени ледникового периода.
Сильные ветры, пурга, метели и туманы придаю
13унылое, безрадостное настроение этому унылому краю.
Скудные земли, с редкими обитателями и мозаичным растительным покровом из накипных лишайников. Голые скалы - приют для перелётных птиц, воспроизводящих своё потомство на бойких «птичьих базарах. Всего лишь четверть года длится короткое полярное круглосуточное лето. Это негостеприимный мир, район пропавших экспедиций, полигон ядерного оружия. Северный морской путь, источник получения различных благ и радостей для северян».
Ну а рубрика в рабочей тетради «Знаешь ли ты свою страну?» позволяет активизировать ещё и интеллектуально-познавательную деятельность ребёнка. Пример:
«Здесь родились писатели И.С.Тургенев, Н.С.Лесков, Л.Н.Андреев, поэт А.А.Фет, берёт начало река Ока, на которой расположен областной центр. В области развито племенное коневодство и была выведена знаменитая порода лошадей- (Орловский рысак) . (Орловская область)
Областной центр- город оружейников, самоваров и пряников. В Ясной Поляне находится музей – заповедник знаменитого русского писателя (Л.Н.Толстого). по территории области в прошлом проходил оборонительный рубеж Российского государства. (Тульская область».
Формирование образа страны идёт и через изучение древних городов России, их функции и значение. А при рассмотрении темы население РФ учащиеся знакомятся с особенностью многонационального состава населения, их традициями, обычаями, особенностями характера и культурой.
В заключение хочется привести слова известных людей:

«В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки»
Т.Г.Шевченко
«Ногами человек должен врасти в землю своей Родины, но глаза его пусть обозревают весь мир»
Джордж Сантьяна

Комментариев нет:

Отправить комментарий